Пеший переход с Вишеры на Велс

С 2007 года у нас с друзьями появилась хорошая традиция совершать ежегодно пеший поход, совмещая его со сплавом по рекам и рыбалкой на хариуса. Надо сказать, что до этого пешим туризмом никто из нас не занимался, поэтому все премудрости пеших походов мы узнаем на собственном опыте. До этого похода у нас был опыт несложного подъема на Чувал и рыбалки на Вишере, затем мы отправились на Полуденную Рассоху (к истокам реки реки Березовая). Сейчас перед нами была цель река Велс.

Река Велс - один из крупнейших притоков Вишеры протяженностью 113 километров. Истоки Велса лежат на территории Вишерского заповедника, и часть своего пути он также течет по заповеднику. Попытка получить разрешения у Администрации заповедника на посещение Велса, к сожалению, результатов не принесла, поэтому было решено пройти вдоль границы Вишерского заповедника, не заходя на его территорию.

Попасть на реку Велс можно несколькими маршрутами (не считая вертолета), но мы, конечно, выбрали маршрут из Красновишерска через урочище 71 квартал и южную часть хребта Чувал. Поход мы запланировали на 10 дней. Длина пешего перехода была запланирована 21 километр (3 дня), сплав по Велсу - 60 км (4 дня), сплав по Вишере до деревни Вая - 44 км (2 дня) и 1 день - дневка после перехода.

Деревня Велс

Карта реки Велс

Итак, к 20 июня продукты были закуплены, вещи и снасти для рыбалки на хариуса - собраны, мы отправились. До Красновишерска мы доехали на своих машинах, там их поставили на стоянку, перегрузились в УАЗ и поехали в деревню Велс. Дорога до Велса заняла чуть меньше 5 часов и вот мы на реке Вишера. В Велсе мы сели в лодку, и нас подняли вверх по Вишере 24 километра до начала тропы на Чувальский камень.

По Вишере нас поднимали 1,5 часа со средней скоростью около 15 км/ч. Но это объяснимо, т.к. вода была невысокая, а нас было 3 взрослых, ребенок и собака. В общем, лодка была полная.

Погрузка вещей в лодки в деревне Велс
Подъем в лодке по реке Вишере

Подъем в лодке по Вишере

На поляне, откуда начинается тропа на Чувальский хребет, мы были уже поздно, часов около 2 дня. Выгрузились из лодки, сварили обед, поели. Потом пока упаковали все вещи, распределили груз, и началась наша пешая часть пути.

В этот день мы прошли совсем мало - 5 км до реки Верхняя Чувалка. Подъем здесь хороший, тропа расчищена, завалов нет. Шли на подъем, средняя скорость составила 3,9 км/ч по данным навигатора. Время в пути - 2 часа 53 минуты, время движения - 1 час 15 минут. У Чувалки решили разбить лагерь.

На второй день нам предстояла самая тяжелая часть перехода - крутой подъем. Идти было очень тяжело, считали буквально каждый шаг. И только мы прошли самую крутую часть подъема - налетела гроза. Благо, что с высоты почти 800 метров весь горизонт был как на ладони, и был виден край грозового фронта, а значит - это ненастье в горах не надолго. Мы быстро поставили палатку и хлынул ливень. Дождь шел часа два, в это время мы поели и даже успели немного поспать. В этот день мы прошли по склону Чувала на высоте 790 метров 6 километров. Средняя скорость движения в горах у нас составила 3,2 км/ч, и чистого времени мы шли 2 часа. На ночевку мы остановились в лесу, на границе леса и кустарников. Во время перехода нам открывался чудесный вид на Уральские горы и хребет Мартай.

Гроза на Чувале
Край грозового фронта с горы Чувал

Третий день нашего перехода был "самым неинтересным". Мы спускались с Чувальского хребта к реке Велс по лесу. Вышли утром в 10 часов, и в 8 часов вечера были на Велсе. Прошли за этот день 13 километров. Идти по тайге было нелегко, но и не так уж сложно, как мы ожидали. Под конец пути в паре километров от реки сил тащить все вещи у нас уже не было, и мы решили рискнуть и оставить часть вещей в лесу, а на следующий день вернуться за ними. Сказано - сделано. Все, кроме продуктов и палатки сложили на земле, укрыли пленкой и ветками, поставили точку в навигаторе и пошли к реке. Честно говоря, боялись, как бы медведь не разворошил наш склад, но все в итоге было хорошо. На следующий день один из нас вернулся за вещами, другие занимались постройкой рамы для катамарана. На этом закончился наш пеший переход с Вишеры через Чувал на Велс, и дальше началась уже водная часть пути - сплав с рыбалкой на хариуса на Велсе, о чем я расскажу в следующей статье.

Хребет Мартай во время пешего перехода